ФОНД РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ   Российский Комитет Рабочих   Красный Университет   Университет Рабочих Корреспондентов   Рабочее ТВ

  БИБЛИОТЕКА  Электронная пресса

Новороссия  Видео  Мобильные приложения

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

Б.Н.Гавшин
кандидат экономических наук, заместитель главного редактора Российской общественно-политической газеты «Народная правда», руководитель разработки государственной программы возрождения отечественного автопрома

Борис Николаевич Гавшин

Чтобы сделать наше государство сильным, независимым и, в частности, чтобы рабочие были обеспечены достойной зарплатой, для этого надо развивать промышленность. И создавать рабочие места нужно, в первую очередь, на отечественных, а не на иностранных предприятиях. Последние тоже дают рабочие места, зарплату, и это хорошо, но все рычаги управления этими иностранными предприятиями находятся за границей. В случае каких-либо трудностей головные предприятия иностранных монополий продолжают работать, а закрываются их российские или иные заграничные филиалы, как это имеет место во время нынешнего кризиса. Так, например, компания «Тойота» приняла решение в полном объеме сохранить производство на ее предприятиях, находящихся в Японии, и сократить или остановить производство на ее предприятиях в других странах, в первую очередь в России и Таиланде. При таких обстоятельствах наши рабочие в любой момент могут остаться и без зарплаты, и без работы, и без этих предприятий. Поэтому и нужно отдавать приоритет отечественным предприятиям, а не убаюкивать себя сладенькими сказочками про «российский детройт», состоящий на деле из чужих, не российских предприятий.

Есть всего два принципиально различных пути, по которым может идти государство: первый — поддерживать прежде всего своего производителя и развивать свою экономику, второй —поддерживать иностранных производителей и развивать прежде всего экономику других стран.

Какие силы и за какой путь выступают?

За развитие национальной экономики выступают, в первую очередь, трудящиеся и прогрессивная национальная буржуазия. За второй путь выступает компрадорская буржуазия, которая свою прибыль получает не от развития национальной экономики, а от укрепления иностранной и разрушения отечественных предприятий.

Всякое крупное, тем более претендующее на великое, государство призвано защищать свои национальные интересы и, естественно, у себя создавать самое передовое, а не идти только по пути повторения пройденного другими странами.

И раньше великими руководителями российского государства ставился вопрос о том, чтобы не обрекать страну на то, чтобы носить выкинутые Европой шляпки. Так вопрос и сейчас надо ставить. Чтобы выйти на конкурентоспособность, надо разрабатывать и выпускать лучшие в мире изделия, в том числе лучшие в мире ракеты, самолеты, корабли, танки, трактора, автомобили и т.д.

Если мы так будем ставить вопрос, то это еще не значит. что мы непременно опередим наших конкурентов, поскольку они тоже не будут стоять на месте, но мы будем конкурентоспособны. Если же мы будем ставить вопрос о том, чтобы производить ту продукцию, которая уже выпускается за рубежом, мы всегда будем отставать и ютиться на задворках мировой истории

По какому пути идти нынешней России? Дискуссия была достаточно бурной и актуальной до 17 ноября 2008 года. Но 17 ноября Правительством России утверждена Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, в которой заложен путь подъема национальной промышленности и национальной экономики в целом. Дискуссия о том, идти ли по пути развития отечественного производства или усиливать позиции в России иностранных монополий, чего добивается компрадорский капитал, на принципиальном уровне закончилась. Но компрадоры достаточно сильны, имеют большие деньги, большую власть, большое влияние, в том числе и на умы рядовых граждан — рабочих, трудящихся. Компрадоры с упорством, достойным лучшего применения, будут доказывать, что отечественные автомобили не только нынешние, но и будущие, никому не нужны, это заведомо барахло и надо, чтобы все было иностранным. И не все рабочие понимают, что иностранные машины — это их украденные рабочие места, причем квалифицированные, это отобранное у них благополучие, которое могло бы обеспечить отечественное производство, если бы им должным образом занимались. Тем более, как мы уже отмечали, в случае каких-либо обострений производство иностранных компаний в России может быть остановлено, а с ним обвалятся смежные производства, в которых, как известно, задействовано на порядок больше работников, чем в основном производстве, готовая продукция останется без запчастей, воцарится хаос, чего не может допустить страна, желающая быть независимой.

К сожалению, примеров влияния компрадорской буржуазии на действия даже высших этажей государства, еще слишком много. Газета «Коммерсант» за 10 февраля 2009 года сообщила, что наших прокурорских и следственных работников хотят оснастить австрийскими, итальянскими и чешскими пистолетами, видимо, для того, чтобы сократить рабочие места на наших оружейных заводах и поставить оснащение оружием, запчастями и патронами к ним наших правоохранительных органов в зависимость от предприятий стран, входящих в НАТО.

А ведь у нас выпускается великолепное стрелковое оружие во всем ассортименте. Сказать, что у нас оружейные заводы перегружены, никак нельзя. Они недогружены, на мировых рынках сбыта идет жесткая конкурентная борьба. Другие страны заинтересованы, чтобы мы не поставляли за рубеж нашу оборонную продукцию и давали, таким образом, рабочие места для работников иностранных предприятий.

Даже газета «Коммерсант» ставит вопрос, для чего вообще закупать для следственных работников и сотрудников прокуратуры итальянские, чехословацкие и австрийские пистолеты по стоимости около 1000 долларов за каждый пистолет, особенно в условиях кризиса. К иностранному оружию надо закупать и патроны, это зависимость на долгие годы от зарубежных производителей. Это тоже влияние компрадоров. Кто-то ведь в правительство пошел и подписал. Наверное, интересы были такие: хотя наши пистолеты не хуже, они дешевле, надежнее, но тут потребуются и запчасти, и сервис, и патроны, и все остальное — можно хорошо «заработать».

Или, например, у нас с 1984 года ходил скоростной поезд ЭР-200 между Ленинградом и Москвой. Было принято хорошее решение сделать новый поезд на базе уже полученного опыта, поезд «Сокол» с максимальной скоростью 250 км/ч. Сделали, испытали. Было принято решение, что основные тележки, кузов будут делать в Тихвине, в филиале Кировского завода и сотни российских предприятий работали бы на этот «Сокол» и производили бы поезд. Нет. В рамках «экономического делового партнерства» был заключен договор с компанией «Siemens» министром путей сообщения, и объем этого договора составил порядка 600 млн. долларов. А потом «вдруг оказалось», что у нас колея шире, надо вагоны расширять. После этого поезд по скоростным качествам приблизился к нашему «Соколу». Но будет ходить «Siemens», а наши предприятия стоят. Конечно, это все действия компрадоров.

Страна считается в экономическом плане развитой, если она выпускает продукты глубокой переработки. К сожалению, в 90-е годы в нашей стране, в первую очередь, делалась ставка на выпуск первичного продукта, на нефть, газ, другое сырье. Вторичные продукты из нашей нефти, газа получают за границей, поэтому там и остается основная часть доходов.

Здесь мы рассматриваем автомобилестроение как наиболее характерную подотрасль машиностроения. Но если взять другие подотрасли, то картина получается аналогичной. Закупаются американские Боинги, англо-французские аэробусы, а наши дальнемагистральные самолеты Ту-204-300 не закупаются или закупаются в очень малых количествах.

Когда-то все правоохранительные органы пользовались радиостанциями, произведенными в Советском Союзе. Первый телевизор, компьютер, мобильный телефон изобрели в Советском Союзе. Но, к сожалению, сейчас это все иностранное: телевизоры, холодильники, а вот своего мы почти не закупаем.

И вот представьте себе, что идет парад 9 мая, и мы видим вместо отечественных тягачей, которые везут ракеты, вместо правительственных ЗИЛов, на которых принимают парад, зарубежные автомобили. Пока до этого не дошли, но чтобы этого не было, нужно технические задания дать на соответствующие заводы, на тот же завод ЗИЛ, который выпускал представительские машины, причем ЗИЛ — это единственный представительский автомобиль, который на испытаниях не удалось опрокинуть. А заказов практически нет. И даже на инаугурации президента России красуются иностранные автомобили.

Вот почему председатель Правительства, подписав долгосрочную Концепцию социально-экономического развития страны, поставил задачу обеспечить в валовом внутреннем продукте ведущую роль отечественного производства. Правительство теперь занимается тем, чтобы поднять отечественный автопром, хотя этому оказывается довольно сильное противодействие. Преодолеть его можно совместными усилиями и со стороны Правительства, и со стороны рабочих, чтобы наши автомобили были на высшем мировом уровне и им был обеспечен прежде всего внутренний спрос. Когда это будет движение с двух сторон, тогда мы быстрее добьемся результата.

А вот что вытворяют некоторые наши олигархи. Вы знаете, что Горьковский автозавод-гигант, над созданием которого работала вся страна, принадлежит господину Дерипаске. Он завод не только приватизировал, но и зарегистрировал в оффшорной зоне, чтобы прибыль уходила туда. Был закуплен автомобильчик фирмы «Chrysler» машинка «Siber». На ГАЗе должны выпускать до 50–60 тысяч автомашин в год, которые называются «Volga Siber». В США был закуплен конвейер для их производства. Однако когда начали монтировать оборудование в Нижнем Новгороде, то оказалось, что оно рассчитано на напряжение 480 В, а у нас — 380 В, в Америке частота 60 Гц, а у нас — 50 Гц. Частота не подходит, т.е. все компьютеры, все сборочные технологические линии по сварке кузова, где работают многочисленные роботы, не могут работать. Это была большая проблема. Но надо отдать должное нашим инженерам из Нижнего Новгорода. Они сумели в кратчайшие сроки решить эту проблему. Проблема решена и машина пошла на поток. Но, выпуская ее, к сожалению, была сразу поставлена задача свернуть производство отечественной «Волги».

В «Volga Siber» только фары отечественные, все остальное — американское: и кузов, и двери, и крылья, и капот, и двигатель. Дерипаска обеспечил, таким образом, заказами американские предприятия, американских производителей.

Первоочередные меры, которые надо принять для возрождения отечественной автомобильной промышленности и создания предпосылок для вывода ее на передовые позиции в мире, мною совместно с главным редактором Российской общественно-политической газеты «Народная правда», аккредитованной при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, профессором М.В.Поповым, были разработаны и соответствующие предложения направлены президенту и председателю правительства, его заместителям, в Совет Федерации, в Государственную Думу. Они сводятся к следующим.

 

1. Увеличение таможенных пошлин до уровня, обеспечивающего приоритет продукции отечественных автопроизводителей на внутреннем рынке.

2. Введение квот на ввоз иностранных автомобилей и прекращение импорта автомобилей с правым рулем. Эту большую проблему мы ощущаем особенно на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке, в Приморском и в Хабаровском краях 95–98% — это машины с правым рулем. Лоббистами японских автокомпаний и зависимыми от них работниками автосервиса, изготовляющими почти вручную из японских запчастей автомобили, организуются даже акции протеста, но если пойти на удовлетворение выдвигаемые требований, то на следующих акциях логично будет заявить о вводе левостороннего движения и потребовать отделения от России. Во всяком случае, с японскими флагами на митингах уже стоят. В Китае поступили очень просто — там правостороннее движение, машины с правым рулем запрещены. Сейчас китайцы выпускают 8 млн автомобилей в год и являются третьими производителями в мире, после США (10 млн) и Японии (10 млн). А мы как в 90-м году производили 1,5 млн. легковых автомобилей, так никуда не шагнули, а наоборот — из этих 1,5 млн. значительную часть отечественных поменяли на зарубежные.

3. Создание во всех регионах страны центров сбыта и технологического обслуживания отечественных автомобилей.

4. Установление одинаковых для всех регионов цен на отечественные автомобили. Государство должно регулировать рынок. В наших условиях автомобиль должен продаваться по единой цене во всех регионах, что в Приволжском Федеральном округе, что в Дальневосточном Федеральном округе, что в нашем, Северо-Западном Федеральном округе. Ну и, конечно, создание центров, которые будут реализовывать автомобили по Федеральным округам, осуществлять контроль и обслуживание.

5. Установление государственного заказа на отечественные автомобили, в том числе представительского класса для государственных учреждений, служб и их руководителей на основе технических заданий, нацеленных на превосходство отечественными автопроизводителями иностранных конкурентов с последующим прекращением использования иномарок государственными службами и служащими. Когда пришло руководство «Росвооружения» на Волжский завод, первоочередной мерой стала закупка для руководящего состава 20 автомобилей «Land Cruiser» фирмы «Toyota». А раньше на волжском автозаводе было запрещено ездить на иномарках и все ездили на своих, в том числе самых новых разработок. То же самое было в Москве. Ездил не только Ю.М.Лужков, мэр Москвы, на «Иване Калите», ездил генеральный директор АЗЛК, показывая «Ивана Калиту» как перспективный автомобиль. Наверное, в нашей стране можно разработать правительственный и не только правительственный ЗИЛ. Олимпийским чемпионам дарить не «Land Cruiser», а те же отечественные ЗИЛы.

У меня лично был практический опыт. Я возглавлял отдел сопровождения и эскортирования много лет и использовал отечественные мотоциклы для эскортирования глав государств и первых лиц, которым был по протоколу предусмотрен эскорт мотоциклистов. Заказывали на Ленинград 25 мотоциклов и 25 на Москву, на Кремлевский эскорт. Мы размещали технические задания вначале на Киевском мотоциклетном заводе. Техническое задание звучало очень просто. Чтобы по динамике мотоцикл не уступал «Honda», «Kawasaki» и «Harley», двигатель должен был быть 60 л.с. и необходима пятиступенчатая коробка передач. Для быстрого запуска необходим электростартер. Хотя в стране ничего подобного серийно не выпускалось, по этому техническому заданию Киевский мотоциклетный завод в короткие сроки выпустил «Днепр-14/9». Киевляне показали, на что способны, и немецкий журнал «Motorad» написал в статье «Эскортный мотоцикл для Михаила Горбачева», что этот мотоцикл опередил на десятилетие своего серийного брата, и что он превосходит зарубежные аналоги. Его вполне можно было запустить в массовое производство, если бы технологам дали такое задание. Когда в 1991 году Украина отделилась, пришлось размещать производство таких мотоциклов на отечественных предприятиях. Я слетал в Удмуртию и на Ижевском заводе с главным конструктором и генеральным директором мы пришли к совместному соглашению. Ирбит создавал всю ходовую часть, двигатель, саму раму, колеса, а всю компоновку делает автомобильно-мотоциклетный завод «Ижмаш». Получился великолепнейший мотоцикл «Урал». По технологическим характеристикам он превзошел «Днепр-14/9». Но действия компрадорской буржуазии на этом поставили крест: были закуплены «BMW» на Кремлевский эскорт, а в Санкт-Петербурге были закуплены мотоциклы «Yamaha».

А куда годится, что с отечественных автомобилей на иностранные перешло такое сугубо государственное учреждение, как почта России.

6.Запрещение использования иномарок для маршрутного, общественного транспорта и таксомоторных перевозок. Если в Америку приехать, там все такси американского производства. А у нас пассажирские перевозки осуществляют китайские, турецкие автобусы, наши производства стоят.

7.На строительстве федеральных трасс и иных объектов строительства, финансируемых из госбюджета, использовать в первую очередь отечественные грузовые автомобили.

На кольцевой федеральной дороге, которая у нас вокруг Петербурга строится, можно увидеть и немецкие, и шведские, и китайские автомобили, но только не российские автомобили. Стало быть, государство финансирует опять-таки иностранного производителя. Рабочие на наших заводах в вынужденных отпусках, а мы финансируем иностранные предприятия. При строительстве федеральных объектов, конечно, надо давать приоритет тем компаниям, которые используют российские автомобили.

8. С учетом указанных выше мер, на основе утвержденной Правительством Концепции социально-экономического развития России до 2020 года разработать и утвердить Государственную программу возрождения отечественной автомобильной промышленности с выходом на передовые рубежи в мире.

К этому следует добавить и наделение в законодательном порядке Центробанка правом выдавать кредиты, в том числе и беспроцентные, как отечественным производителям, так и населению, например, для покупки автомобилей с уровнем локализации производства свыше 80%. Подобная мера позволит весьма значительно расширить внутренний рынок сбыта.

Естественно, это лишь первоочередные меры. Конечно, нужна цельная долговременная программа, в которую войдут меры перспективного характера: научно-технические разработки перспективного ряда моделей автомобилей и соответствующих техники и технологии, вопросы амортизации основных фондов, подготовки кадров и т.п. Должно быть обеспечено, чтобы все государственные структуры пользовались, в первую очередь, товарами, произведенными в России. И разумеется, без того, чтобы поощрять тружеников, которые создают продукцию на всех стадиях, начиная от рабочих, инженерно-технических работников на предприятиях и кончая Высшей школой и наукой проблемы автопрома не решить. Тогда будет мощное, сильное государство, обеспечивающее высокий уровень благосостояния своих граждан.

Теперь есть концепция, на основе которой надо двигать социально-экономическое развитие страны до 2020 года и нацеливать, чтобы как можно больше рабочих и представителей передовой буржуазии поддерживало национальную экономику, отечественную.

 

Надо понять, что мы имеем действительно мировую экономику и на сегодняшний день Россия в мировой рынок включена. На этом рынке действуют крупные монополии, поэтому надеяться на то, что «снизу» вдруг возникнет компания, способная производить автомобили мирового уровня, нельзя. Крупные иностранные монополии не допустят этого, если будет все подчинено стихийной регуляции рынка. Поэтому единственный выход — осуществление государственных мер. Государство должно перестать стыдиться регулирования экономики. Частные капиталисты, даже будучи идейно настроены и ориентированы в плане поддержки национальной экономики, если экономически больше получают денег, работая на иностранный капитал, становятся компрадорами. Поэтому проблема формирования компрадоров, воспроизводства компрадоров связана с состоянием рынка и с решением принципиального вопроса: ставка будет сделана на государственно-монополистический капитализм или на стихийный рынок.

Если ставка будет сделана на государственно-монополистический капитализм, то, естественно, государственная монополия пересилит иностранную монополию, если не будет сделано этой ставки, то иностранная монополия «передушит» наши маленькие компании. Все они маленькие по сравнению с транснациональными монополиями, которые есть в мире. Поэтому надо разоблачать наивные мечты и надежды на то, что рынок сам все решит, а не порешит. Если государство возьмет на себя регулирующие функции только временно, чтобы потом опять государственные функции передать каким-то частным компаниям, получится, что сливки будут снимать частные компании, а потом они будут опять свои деньги перекачивать за рубеж, что мы и наблюдаем. Это дорога, которую поддерживает транснациональный капитал, его друзья и зависимые люди здесь, в России.

Сегодня все говорят, что источником кризиса являются США, и мы, поскольку следовали в фарватере США, «кашляем» больше всего именно потому, что мы оттуда все получаем.

Если мы за возрождение России, значит Россия должна обладать всем комплексом производств. И не сырьевым придатком быть, который, как известно, дает малые доходы даже с точки зрения чисто рыночных мер. Потому что одно дело сырую нефть добывать, которую надо подогревать, чтобы гнать ее с Ямала и иных мест, где ее добывают, другое дело — поставить перерабатывающий завод в месте добычи и потом бензин поставлять, который легко перекачивается, как говорится, сам течет. Если мы не поддержим развитие отечественного производства, не будет никаких материальных предпосылок для усиления России.

Отдельный большой вопрос — амортизационные отчисления. Аморт — это неумирание. Чтобы умирания не было, надо делать амортизационные отчисления, примерно 10%. Где эти деньги должны храниться? Деньги должны храниться в банке. Эти деньги целевые и когда нужно будут менять оборудование, берутся эти деньги и таким образом обеспечивается передовое производство, поскольку обеспечивается регулярная замена вовремя всех станков, оборудования. Если же намечают раз в 100 лет осуществлять замену оборудования, то идут ничтожные амортизационные отчисления, а остальное перекачивается в прибыль и выводится из экономики. А представительские расходы растут, на крутых машинах ездят, на иномарках.

Кто должен тут сказать свое слово? Действиям компрадорского капитала должны противостоять рабочий класс и передовая буржуазия, государство. Иначе под видом инвестиций будет уничтожаться наш экономический потенциал. Вот завод Ford во Всеволожске, первый завод, который пришел. Ford пришел не на пустое место. Был коллектив, были рабочие, высококвалифицированные рабочие и финнами был построен завод. Наши рабочие пришли с «Русского Дизеля». Должны были делать судовые дизельные двигатели, а после 1991 года они не были востребованы. Ford все это выбросил, все станки, все сложнейшее оборудование, рабочие все были выброшены и взамен этого пришли другие люди, как правило молодые со знанием английского языка. Я был на открытии этого завода Ford. Конечно, такие инвестиции, сопровождаемые уничтожением нашего производства и выбрасыванием квалифицированных рабочих на улицу, не нужны.

Аналогично хотели сделать и на Ленинградском Северном заводе. Появились инвесторы, желающие выпускать итальянские троллейбусы, причем в тех цехах, где производились наши зенитные ракеты. Генеральный директор завода Г.П. Гардымов предложил для этих целей новые пустые цеха, но инвесторы от такого предложения почему-то отказались. Тогда Гардымов заявил, что пока он здесь генеральный директор, завод будет выпускать профильную продукцию. И таким образом он спас завод, спас оборонное направление. Хорошо, что передовая отечественная буржуазия в лице Г.П.Гардымова здесь сказало свое слово.

Таких примеров можно привести немало. Однако дело не в отдельных примерах, а в том, что в великой стране должен быть свой передовой автопром!