ФОНД РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ   Российский Комитет Рабочих   Красный Университет   Университет Рабочих Корреспондентов   Рабочее ТВ

  БИБЛИОТЕКА  Электронная пресса

Новороссия  Видео  Мобильные приложения

Синий троллейбус

К.Д.Горохов

 

Те, кто постарше, кому уже тридцать с хвостиком и больше, помнят троллейбусы с  таинственными буквами на «морде» - «ЗиУ» и цены билетов на проезд в троллейбусе – 4 копейки. Такие невероятные цены уже скрылись в синей дымке прошлого, как и гарантированное трудоустройство, в такой же синей, как и сами троллейбусные билетики. За ними уходят бесплатная медицина, бесплатное образование, гарантированная пенсия, покрывающая нужды стариков, отдавших свой труд родной стране. Да и возраст ухода на пенсию вот-вот повысят настолько, что и сама пенсия уйдет в синюю даль – при нынешней продолжительности жизни некому из трудящихся будет ее получать. В этой дали скоро исчезнут и сами троллейбусы – экологически чистый общественный транспорт, «рогатый автобус», не какой-то там виртуальный ё-мобиль.

«ЗиУ» расшифровывается просто – «Завод имени Урицкого», в честь известного революционера М.С. Урицкого, участника Первой Русской революции 1905 года, вместе с И.В. Сталиным,  Ф.Э. Дзержинским, Я.М. Свердловым, А.С. Бубновым руководившего вооруженным восстанием в Петрограде в октябре 1917 года. После переезда Советского правительства в Москву он руководил Петроградским ЧК. Убит контрреволюционерами 30 августа 1918 года, в тот же день, когда было совершено покушение на В.И. Ленина, вождя Великой Октябрьской Социалистической Революции, столетие которой мы будем отмечать в 2017 году.

В 2005 году, в год столетия Первой Русской революции 1905 года, завод был переименован. Теперь он называется ЗАО «ТролЗа». К столетию Великой Октябрьской Социалистической революции может исчезнуть и сам завод, а с ним уйдут в синюю даль и троллейбусы, экологичный общественный транспорт.

Не смотря на громкие заявления Саратовского областного правительства, что «ТролЗа» производит 84% процента всех троллейбусов страны, положение на заводе блестящим не назовешь.

Завод сдает часть цехов в аренду ЗАО БОШ-Евро («Бош Отопительные Системы») и ЗАО СпецАвто, часть - под складские помещения другим предприятиям. Ясно - не от того, что производство развивается.

Массовые сокращения работников прошли в конце прошлого года и в начале этого. Администрация завода, как обычно в таких случаях, «предлагала» написать заявление об увольнении по собственному желанию. Люди уходят и сами, из-за задержек по зарплате, как следствие - текучесть кадров. В августе этого года задолженность предприятия по зарплате составляла 12 миллионов рублей. После того, как несколько человек написали заявление в прокуратуру, к октябрю задолженность за август погасили, писавших заявления – уволили, чтоб другим неповадно было в одиночку недовольство выражать.

Зарплату задерживают в среднем на 2-3 месяца. Руководство объясняет задержку отсутствием заказов. А ведь завод производил больше 80% всех троллейбусов в стране.

 Завод переведен на неполную рабочую неделю с августа 2014 года. Госзаказов практически нет. Говорят, что переведут на полную рабочую неделю в декабре. Обещают заказы в январе-феврале 2016 года. Но даже когда будет заказ, для выполнения части заказа – троллейбус-сцепка «Мегаполис», - практически нет пригодного оборудования.

Работники предприятия, рабочие пока больше надеются на силу государства, чем на свои силы, боятся переходить к коллективным действиям. А администрация – нет. В начале ноября, наверное, в память об Октябрьской революции, а может и в честь Дня единения и согласия, собирали подписи якобы для коллективного заявления в прокуратуру, как оказалось позже, это было заявление о конфиденциальности. Есть сейчас такая фишка, чтобы народ за стенами завода язык не распускал. «Все хорошо, прекрасная маркиза! И хороши у нас дела: ни одного печального сюрприза, за исключеньем пустяка…»

И имя этому пустяку - «капитализм».

Корреспонденты КТВ правильно пишут: «кризис - не на отдельно взятом заводе, а по всей области, по всей стране, по всему миру». А вот совет написать заявление об отказе работать – это глупость. С такими  призывами нужно быть внимательнее и проверять факты. Рабочие Саратовского завода «Автономных источников тока», о которых упоминается в сообщении КТВ, писали заявление о приостановке работы до выплаты зарплаты в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, ст. 142, ч. 2. По сообщениям СМИ, такие заявления написали 18 человек. А то шум-то есть, и слова красивые, а вот совет-то плохой.

Что касается ситуации на заводе «ТролЗа» – то заказов нет, работы нет, приостанавливать нечего. Сейчас важнее сохранить рабочий коллектив и рабочие места. О том, чтобы приостановить работу и сократить работников собственники завода – «эффективные менеджеры» - уже позаботились.

Мои товарищи из РПР и я сейчас занимаемся составлением проекта коллективного договора для ТролЗы. Я взял в профкоме действующий колдоговор для того, чтобы знать, что в нем уже есть хорошего. А пока - объясняю рабочим, что в одиночку хорошо рыбу удочкой ловить, а добиваться лучшей жизни надо всем вместе.