ФОНД РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ   Российский Комитет Рабочих   Красный Университет   Университет Рабочих Корреспондентов   Рабочее ТВ

  БИБЛИОТЕКА  Электронная пресса

Новороссия  Видео  Мобильные приложения

К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ НОВОРОССИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОМУ ФОНДОМ РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ

Лукьянов А.В.
г. Барнаул

К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ НОВОРОССИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОМУ ФОНДОМ РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ

 

Введение

На сайтах Фонда Рабочей Академии и «Красного ТВ» в январе 2015 года был опубликован Проект Конституции Новороссии, разработанный Фондом Рабочей Академии. В данной заметке освещены положительные, прогрессивные моменты проекта, а также отмечены в форме замечаний некоторые его недостатки и недоработки.

1. Прогрессивные моменты, сильные стороны Проекта Конституции Новороссии, представленного Фондом Рабочей Академии

1.1. К Разделу I. Основы государственности Новороссии

В первой статье проекта Конституции Новороссии прямо и непосредственно объявляется цель нового государства – уничтожение эксплуатации человека человеком, обеспечение полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества, рост общественного богатства и, как следствие этого роста, преодоление социального неравенства. Другими словами, первая статья прямо указывает, что целью нового государства является построение коммунистического общества, сначала в первой фазе (социализм), а затем постепенное развитие его вплоть до коммунизма в высшей фазе, то есть до полного коммунизма. Безусловно, это передовая позиция, выражающая прогрессивный момент развития человеческого общества.

Согласно второй статье, в новом государстве народ (рабочие и крестьяне) осуществляет свою власть через систему Советов. Советы представляют собой органы, выражающие интересы большинства населения, всех трудящихся, более прогрессивные по отношению к буржуазным парламентам и другим представительнымм органам буржуазного общественно-экономического строя.

В седьмой статье совершенно правильно налагается запрет на любые формы пропаганды человеконенавистничества и насилия, пропаганды вражды и ненависти: национальной, расовой, религиозной. Свобода – это не вседозволенность, а господство над обстоятельствами со знанием дела. Есть, однако, в этой статье и недочёты, о которых будет сказано ниже, в разделе замечаний.

Отделение церкви от государства, провозглашённое в восьмой статье проекта Конституции, – мера прогрессивная и совершенно необходимая, хотя и вполне буржуазная. Даже такое государство как современная Россия, хотя на бумаге и является светским государством, однако, по факту церковь в ней до сих пор окончательно не отделена от государства. Таким образом, эта статья проекта Конституции вполне актуальна даже для таких крупных буржуазных государств как Россия.

Вторая глава начинается с девятой статьи, которая прямо указывает на общественную собственность как на экономическую основу Новороссии. Общественная собственность на средства производства, сменяющая буржуазную частную собственность, безусловно прогрессивна по отношению к последней, является высшей стадией развития общественных отношений в сравнении с отношениями частной собственности. Правда, есть и замечание ко второй части девятой статьи, но об этом будет сказано ниже.

Отлично разработана одиннадцатая статья проекта Конституции. Она гласит, что в исключительной собственности общества находятся земля, недра, вода, растительные и животные ресурсы, основные средства производства (и в промышленности, и в сельском хозяйстве), транспорт, связь, банки, жилищный фонд и всё, что необходимо для осуществления общенародных задач. Безусловно, это прогрессивный шаг. Такая мера будет весьма близка и понятна широчайшим массам трудящихся. Этот пункт незаменим для пропаганды данного проекта в массах, для разъяснения, что только эта мера позволит направить все крупные наличные ресурсы на обеспечение развития всех членов общества. Кроме того, в тринадцатой статье поясняется, что земля подлежит изъятию из товарного оборота, что также положительно скажется на восприятии данного проекта Конституции широкими массами.

Безусловно, положительное отношение со стороны бедных слоёв населения заслужат статьи третьей главы проекта «Основы социально-экономической политики». Здесь и обеспечение обоснованного величиной общественного богатства уровня жизни, касающееся минимального размера заработной платы, стипендий и пенсий (шестнадцатая статья). Здесь и охрана детства и материнства, обеспечение гарантированного прожиточного минимума многодетным семьям (семнадцатая статья). Здесь и обеспечение условий для образования молодёжи, программы поддержки молодых семей, обеспечение их льготным жильём, развитие квалифицированного бесплатного здравоохранения (восемнадцатая статья). Причём в восемнадцатой статье оговаривается, что молодёжь будет обеспечиваться рабочими местами в соответствии с общественными потребностями, а значит, постепенно будут исчезать такие полубесполезные «профессии» как мерчендайзер, маркетолог, рекламщик и т. п. Девятнадцатая статья третьей главы также призвана способствовать прогрессивному моменту в области культурного развития общества.

В целом третья глава проекта Конституции выражает коренные интересы широчайших масс народа, её статьи близки и понятны массам. В пропаганде данного проекта необходимо опираться на статьи этой главы наряду с одиннадцатой статьёй, рассмотренной выше. Активная пропаганда отмеченных здесь статей данного проекта Конституции Новороссии позволит обеспечить ему широкую поддержку среди трудящихся масс.

1.2. К Разделу II. Права и обязанности граждан

Важное место в данном проекте Конституции занимает шестая глава раздела II «Социально-экономические права и обязанности граждан». Начинается глава со статьи двадцать девятой, гарантирующей гражданам получение ими работы, выбор профессии, рода занятий в соответствии с их желаниями, способностями, специальной подготовкой и в то же время в соответствии с потребностями общества. Кроме того, в данной статье прописаны гарантии государства по обеспечению заработной платы не ниже прожиточного минимума, а также гарантии по обеспечению занятости населения, в том числе и путём перепрофилирования работника в соответствии с социальными потребностями. Таким образом, работой будут обеспечиваться и люди «отмирающих» профессий вроде тех, что были упомянуты при рассмотрении третьей главы проекта Конституции.

Весьма важное место занимает в проекте тридцатая статья, которая не только гарантирует обеспечение необходимого соотношения времени труда и отдыха для рабочих и служащих, но и провозглашает, что по мере повышения производительности общественного труда будет производиться государственное сокращение рабочего дня. Такая мера обеспечит главное условие общественного прогресса — увеличение свободного времени, способствующего всестороннему развитию всех членов общества, следовательно, развитию общества в целом. Продуманная разъяснительная работа по данной статье, проведённая на соответствующем уровне, позволит обеспечить широкую поддержку проекта среди трудящихся.

Далее провозглашаются такие близкие и понятные большинству граждан бывшего СССР правá, как право граждан на охрану здоровья и бесплатную квалифицированную медицинскую помощь через систему государственных учреждений здравоохранения, а также через обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (статья тридцать первая). Затем, право на бесплатное образование, вплоть до высшего, при том, что среднее образование является обязательным (статья тридцать вторая). Далее, право на жильё, которое «обеспечивается развитием государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству», при справедливом распределении и систематическом снижении квартплаты и платы за коммунальные услуги (статья тридцать третья). Также, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, в случае рождения ребёнка и т. д. Вообще, шестая глава «Социально-экономические права и обязанности граждан» предоставляет широкие возможности для пропаганды всего проекта Конституции Новороссии среди трудящихся масс, а также среди беднейших слоёв населения.

В данном разделе проекта Конституции также следует отметить важное значение статьи сорок четвёртой в седьмой главе «Политические права и обязанности граждан». Данная статья обязывает всех граждан Новороссии защищать свою Родину. Немаловажно, что в данной статье гражданам, участвующим в обороне страны, охране порядка и безопасности, а также членам их семей гарантируется материальное, социальное и иное обеспечение.

Наконец, важным моментом данного раздела проекта является то, что согласно статье сорок пятой основная роль в формировании Советов принадлежит трудовым коллективам, а не территориальным округам. Такой принцип формирования органов власти постепенно приведёт к концентрации власти в руках рабочего класса, как наиболее передового и последовательного отряда всей трудящейся массы и позволит, таким образом, довести до конца дело построения полного коммунистического общества.

1.3 К Разделу IV. Организационная форма народовластия в Новороссии. Советы рабочих, Советы крестьян, Советы специалистов и служащих

В данном разделе проекта Конституции Новороссии определены принципы формирования и организации повседневной работы Советов нового государства.

Здесь можно отметить, например, статью шестидесятую. Она определяет порядок формирования и работы исполнительных комитетов, порядок выведения членов из их состава, порядок отзыва депутатов их избирателями. Кроме того, статья шестидесятая определяет размер заработной платы (правильнее было бы сказать, жалования) освобождённых от основной работы членов исполнительного комитета, она не может быть выше среднего заработка квалифицированного рабочего соответствующего региона. Также здесь можно отметить статью шестьдесят шестую, которая прямо запрещает совмещение должностей Председателя ЦИК и Председателя Совета Министров. Такое разделение функций выполнения поставленных перед правительством народно-хозяйственных задач и контроля за их выполнением является, безусловно, правильной мерой.

В целом данный раздел проекта Конституции хорошо разработан в плане организационных моментов формирования и повседневной работы Советов как органов власти нового государства.

1.4 К Разделу V. Принципы формирования и деятельности судебной власти. Обеспечение законности и правопорядка

Прогрессивные меры в отношении формирования и деятельности судебной власти нового государства содержат статьи двенадцатой главы «Судебная власть».

Так, например, статья семьдесят пятая прямо предписывает судебной власти коллегиальное рассмотрение дел во всех судах общей юрисдикции и участие народных заседателей в судах первых инстанций. Это. без сомнения, прогрессивный шаг по отношению, например, к современной российской судебной системе.

Следует также отметить статью семьдесят седьмую, которая гласит, что все районные или городские суды образуются на началах выборности. Кроме того, согласно этой статье, народные заседатели делегируются трудовыми коллективами. Такое делегирование способствует укреплению власти трудящихся, а, значит, является прогрессивным моментом данного проекта Конституции.

Глава тринадцатая проекта содержит статьи, определяющие формы участия граждан в обеспечении правопорядка нового государства. Следует особо отметить статью восемьдесят четвёртую об участии граждан в защите законности и правопорядка. Она предполагает участие граждан Новороссии в отправлении правосудия, их содействие в выполнении задач правоохранительных органов, а также самостоятельное использование гражданами предоставляемых Законом средств реагирования на правонарушения. Проведение в жизнь данной статьи будет способствовать вовлечению широких масс трудящихся в государственное управление через практическое участие в защите законности и правопорядка нового государства.

2. Замечания к проекту Конституции Новороссии, представленному Фондом Рабочей Академии

2.1 Общие замечания

Проект Конституции Новороссии, разработанный Фондом Рабочей Академии, кроме отмеченных выше положительных, прогрессивных сторон, содержит и некоторое количество недостатков и недоработок.

Наиболее общее замечание к проекту вызывают уточняющие добавления к понятию Советов, например, «Совет рабочих», «Совет крестьян», «Совет специалистов и служащих». Теоретически этот ряд можно было бы продолжить и дальше такими «Советами», как, например, «Совет частных собственников», «Совет буржуазии» и т. п. Тогда как Совет по определению является органом власти, формируемым по производственным единицам. Не лучше ли вовсе отказаться от уточняющих добавлений и применять в проекте чистое понятие «Совет»? Единственно возможным в настоящее время может быть лишь разделение Советов на сельские и городские, так как разница между городом и деревней всё ещё остаётся. В этом смысле уточняющие дополнения «сельский» и «городской» вполне уместны. Формирование же Советов по производственным единицам постепенно приведёт к концентрации власти в руках наиболее передового, наиболее последовательного отряда трудящихся, в руках рабочего класса и никакого особого уточнения понятия «Совет» здесь не требуется. Впрочем, вопрос правильного применения научного понятия «Советы» требует более тщательной проработки и обсуждения.

Также стоит отметить, что местами в проекте, например, в статье шестидесятой, следовало бы заменить термин «заработная плата» на термин «жалование». Ведь члены исполнительного комитета являются служащими, следовательно получают жалование, а не заработную плату, в отличие от рабочих.

2.2. К статье 7

Статья седьмая содержит следующий текст: «Запрещаются любые формы пропаганды и распространения взглядов и идеологий, сеющих расовую, национальную, религиозную вражду …» и т. д. Употребление понятия «идеология» здесь явно ошибочно и неуместно. Ведь идеология — это система идей. Согласно марксистско-ленинскому учению в классовом обществе может быть лишь две идеологии — идеология класса эксплуататоров и идеология класса эксплуатируемых. То есть, в приложении к современному буржуазному обществу, имеются налицо лишь идеология буржуазная и пролетарская идеология. В данной же статье речь идёт лишь об отдельныхидеях, способствующих разделению людей по расовым, национальным, религиозным признакам и т. п., а не об идеологии (системе идей). Таким образом, в тексте седьмой статьи слово «идеологий» следует заменить на слово «идей».

2.3. К статье 9

Выше уже была отмечена положительная, прогрессивная сторона девятой статьи проекта Конституции. Данная статья предполагает в качестве экономической основы нового государства общественную собственность на средства производства. Однако, во втором предложении статьи отдельно провозглашается допущение частной собственности трудовых коллективов, граждан, групп граждан. Вполне понятно, что в переходный период от капитализма к социализму и, в какой-то мере, в период развития социализма частная собственность несомненно будет допустима. Однако, стоит ли эту заведомо временную меру вносить в текст Основного Закона? Для данного проекта Конституции было бы достаточно провозглашения экономической основы нового государства, допущения же предполагаются сами собой, без необходимости отдельного указания на них. Таким образом, предложение «Допускается также частная собственность трудовых коллективов, групп граждан и отдельных граждан» желательно совсем изъять из проекта как излишнее.

2.4. К статье 37

В последнем предложении статьи тридцать седьмой содержится предложение: «Граждане участвуют в обсуждении законов и решений общегосударственного и местного значения, в референдумах». Если есть в наличии самые настоящие Советы, формируемые по производственным единицам, тогда какая необходимость проводить референдумы? Ведь референдум — это лишь некая видимость участия народа в решении важных вопросов, тогда как Советы решают важные вопросы в рабочем порядке. Через Советы граждане реально участвуют в управлении государством, а, соответственно, и в решении важных вопросов. Так зачем же тогда нужны референдумы, если есть Советы? Целесообразно было бы выделить в этой статье роль Советов, а понятие референдум совсем исключить из статьи.

2.5. К статье 43

Текст сорок третьей статьи: «Граждане Новороссии имеют право избирать и быть избранными. Гарантируется всеобщее и равное избирательное право без каких-либо ограничительных цензов». Данная статья не предусматривает ограничительные цензы для бывших эксплуататоров и их пособников. Возможно ли обходиться без такой меры, особенно на первых порах? Вероятнее всего — нет. Кроме того, в статье следовало бы прямо указать, что граждане могут избираться через трудовые коллективы, производственные единицы — ведь в этом и есть сущность Советской власти, сущность республики Советов.

2.6. К статье 49

Текст сорок девятой статьи: «Права потребителей в Новороссии охраняются Законом». Следует обратить внимание, что данная статья проекта размещена в седьмой главе «Политические права и обязанности граждан». Однако, права потребителей даже с натяжкой невозможно отнести к политическим правам граждан. Данную статью необходимо исключить из седьмой главы и перенести в шестую главу проекта «Социально-экономические права и обязанности граждан», присвоив ей, скажем, номер тридцать семь, и увеличить нумерацию всех статей седьмой главы на единицу, начиная со статьи 37 и заканчивая статьёй 48.

3. Общие выводы

В целом Проект Конституции Новороссии, представленный Фондом Рабочей Академии, безусловно, является наиболее прогрессивным из всех существующих на данный момент проектов. Ряд статей проекта получит широчайшую поддержку со стороны трудящихся масс и беднейших слоёв населения Новороссии или другой страны, образовавшейся на территории бывшего СССР. Это, например, статьи одиннадцатая и тринадцатая, все статьи третьей главы проекта Конституции «Основы социально-экономической политики». Найдут широкую поддержку и понимание в массах и статьи шестой главы проекта «Социально-экономические права и обязанности граждан», особенно тридцатая статья, гарантирующая обеспечение трудящимся оптимального для их развития соотношения времени труда и отдыха. Актуальной для текущей ситуации в Новороссии является статья сорок четвёртая о гарантиях социального, материального и иного обеспечения граждан, участвующих в обороне страны, а также членов их семей.

Имеются в данном проекте Конституции и отдельные недоработки и недостатки, однако, на общий высокий уровень проекта существенного влияния они не оказывают. В пропаганде проекта следует опираться на отмеченные выше его наиболее сильные статьи, которые будут близки и понятны в широких массах простого народа. Конечно, при этом потребуется продуманная разъяснительная работа в массах, как, например, в отношении тридцатой статьи проекта, но при активной пропаганде вышеуказанных сильных его сторон, моментов, широкая поддержка трудящихся и беднейших слоёв населения данному проекту Конституции будет обеспечена.

 

28.08.2015 — 03.09.2015

г. Барнаул  Лукьянов А. В.