ФОНД РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ   Российский Комитет Рабочих   Красный Университет   Университет Рабочих Корреспондентов   Рабочее ТВ

  БИБЛИОТЕКА  Электронная пресса

Новороссия  Видео  Мобильные приложения

Марксизм и национальный вопрос

Владимир Жанаозенов

 

Работа тов. Сталина “Марксизм и национальный вопрос”  наиболее полно и научно раскрывает позицию партии большевиков о национальном вопросе. Большевики выступают против любого угнетения одной нации другой, и признают буржуазное право нации на самоопределение вплоть до отделения. Вместе с тем, партия большевиков признает право рабочего класса любой нации на свободу от эксплуатации и ставит это право превыше права на самоопределение.

В сегодняшней федеративной России исторически проживает свыше ста национальностей и вопрос национальный встает всегда, когда поднимает голову буржуазия малой нации или народности.

В данной работе хочу рассмотреть историю возникновения национализма в сегодняшней Республике Бурятия и сформулировать практические советы для рабочих и их товарищей.

Столицей Республики Бурятия является город Улан-Удэ, его история наиболее ярко отражает историю национального вопроса в данном регионе нашей страны.

Цитата из Википедии:

“История города началась с основания в 1666 году русскими казаками зимовья для сбора ясака с местного населения, располагавшегося на правом берегу реки Селенги при впадении в неё реки Уды. С 1678 года известен как Удинский острог. C 1730-х носит название Верхнеудинск. В 1775 году получил статус города и герб согласно Грамоте вольностей городам Екатерины II. В XVIII, XIX, начале XX веков — административный, военный, культурный, торгово-промышленный центр Западного Забайкалья.

После 1917 года Верхнеудинск — центр государственности бурятского народа; с 30 мая 1923 года — столица Бурят-Монгольской АССР

27 июля 1934 года переименован в Улан-Удэ (в переводе с бурятского — «Красная Уда»).

С 7 июля 1957 года, с переименованием республики — столица Бурятской АССР.

С 27 марта 1992 года Улан-Удэ — столица современного субъекта Российской Федерации Республики Бурятия.”

Во времена Россиийской Империи на данной территории велась борьба с Монголами и Маньчжурами. Для защиты от их набегов строились остроги-крепости на удобных участках земли. Тогдашние Бурятские племена, ныне составляющие Бурятский этнос, принимали в этой борьбе участие, причем в разное время на разных сторонах конфликта.

На момент революции 17 года у бурятского народа не было своей письменности, не было школ. Население занималось животноводством и традиционными промыслами. Весь этнос был сложен из 12 племен. Образование было привилегией духовенства и феодалов. Они пользовались монгольской письменностью. Для вовлечения всех слоев общества в экономическую и политическую жизнь перед советской властью встала задача создания бурятской письменности и литературного языка.

За основу был взят Хоринский диалект, т.к. на нем разговаривало самое большое племя Хоринских бурят. Можно отметить, что и Азербайджанская письменность была создана по такому же принципу. В основу бурятской графики была взята латиница, после её заменила кириллица, с добавлением трех новых символов. Язык был не сильно развит, активно использовалось не более 30 тыс. слов. К 1923 году была образована Бурят-Монгольская АССР. Процент бурятского населения в 1926 году составлял 43,9 %. Автономия отражала интересы Советского государства, т.к. никто не мог упрекнуть его в урезании национальных прав малых народов, а также являлась заделом для вхождения Монголии в состав СССР. Этот сценарий мог произойти в случае победы буржуазных националистов в Китае. А также играла большую роль империалистическая Япония, которая уже вовсю хозяйничала в Манжурии, и активно использовавшая национализм монголов для осуществления своего господства.

 В конце 30-х годов активно развивалось движение панмонголистов, считавших территорию Забайкалья собственностью “великой Монголии”. Они искали поддержки в бурятском народе, как в народе родственном и близком. Вот только не учли, что у подавляемого веками монголами и манжурами бурятского народа оказалась очень хорошая историческая память. Что могли предложить панмонголисты простому народу? Национальную гордость и национальную же эксплуатацию.

 А что на деле давала Советская власть?  Полное и всестороннее развитие всех членов общества! В кратчайшие сроки были созданы образовательные и медицинские учреждения. Бытовой сифилис, ранее очень распространенный у бурят, был побежден.  

У трудового народа Б-МАССР не было поводов для национального недовольства. Никто не принуждал использовать какой-либо язык в качестве официального. Все языки территории развивались вместе с культурой и наукой.

Наличие Б-МАССР в составе РСФСР было значительным фактором в победе над японским империализмом. Народ республики знал, за что сражается с японцами в Монголии, а позже и с немцами в Европе.

У некоторых, кто выбился в руководство республики, был иной взгляд на дальнейшую судьбу своего народа, поэтому были те, кто поддерживал панмонголистское движение. С национальными кадрами тогда был острый дефицит, так как недавно закончилась гражданская война и интервенция. Идеи “великих монголов” распространялись через буддийское духовенство и мелкую буржуазию. Тогда было принято решение о закрытии датцанов и чистке руководства республики от врагов Советской власти. Не обошлось, конечно, и без карьеристских доносов, когда невиновного человека оговаривали, чтобы занять его место. Но в целом со всей националистической оппозицией до начала войны было полностью покончено.

После войны ряды настоящих коммунистов в республике сильно поредели. Сильнейший удар по нашей стране, нанесенный объединенной человеконенавистнической идеологией Европой, не прошел без следа. Всеобщее бесплатное образование для того момента истории было бесспорным благом. Но после войны оно стало  и отрицательным фактором для республики, а точнее, некоторые его моменты. Национальные кадры, вышедшие из народа, сохранили все отпечатки предыдущего развития народа, а следовательно, клановость и кумовство. В республике стало готовиться куда больше специалистов с высшим образованием, чем того требовала экономика. Для этих специалистов, как для родных, создавались новые отделы в министерствах и ведомствах, занимались они как правило имитацией бурной деятельности и профессиональным писанием отчетов о проделанной работе. Родство и связи стали решающим фактором в трудоустройстве на хорошее и теплое рабочее место. Нужно отметить часто происходящие тогда и сейчас стычки между бурятскими кланами во власти  из-за бюджетных денег. Для рабочих также были открыты все возможности для образования, но трудоустройство никто не гарантировал. И специалисты из-за этого из республики уезжали и уезжают. О том факте, что в Бурятии поняли буквально, что учиться лучше, чем работать, свидетельствует тот факт, что бурятский народ имеет гораздо большее число лиц имеющих высшее образование, чем остальные народы России [1].

В местной организации КВН даже ходит шутка: “Бурятский начальник никогда не станет ругать подчиненного за плохо сделанную работу открыто, он обсудит это дело в тихом семейном кругу”.

Нужно отметить, что встретить человека с высшим образованием в Москве гораздо труднее, чем в Улан-Удэ. Крупные промышленные производства порождали отношения, благоприятствующие пролетарскому интернационализму, а загнивающая власть, состоящая из национальных кадров, все больше искала поддержки в массах посредством развития национализма. Из небытия появились панмонголисты, открыто заявляющие, что “все беды здесь из-за русских”, ”русские тут оккупанты”, “в Бурятии хозяин бурят” .

В период реставрации капитализма, национализм окраин поднял голову и в Бурятии. Истерию вокруг национализма бурят разводила российская буржуазия. Она воспользовалась им на выборах предыдущего президента республики, как пугалом для трудящихся. Предыдущий президент Потапов шел на выборы под негласным лозунгом “Только не за бурята”. Стоит заметить, что процент русского населения тогда составлял 60 %, а бурятского примерно 30%. Меньшинством напугали большинство, да ещё и оскорбили национализмом многих представителей бурятского народа. Буржуазия разделила население на своих и чужих, поставив трудящихся перед ложным выбором. Серьёзно национализмом больны верхи и обслуживающая их интеллигенция, а не трудящиеся на соседних станках рабочие. Нужно отдать должное умению буржуазных политиков в нужный момент сидеть на двух стульях одновременно. Потапов сделал для роста бурятского национализма больше, чем кто-либо другой. В этой связи вспоминаются недавние выборы в мэры Москвы, когда за Навального агитировали сексуальные меньшинства и националисты. Для обоих групп он оказался одновременно своим.

Теперь семена вражды между народами поставляют из соседней Монголии. Деньги на эту деятельность регулярно выделяет госдеп США. А в Монголии находится много охотников за этими деньгами, так как с Советских времен многие прекрасно знают русский язык и открыто выступают с проповедями “о великом Чингисхане” и “Великой степи” в рунете, не покидая родины.

  Российское государство, отвечает на эти угрозы, как и подобает буржуазному государству, то есть бюрократически, реакционно и неповоротливо. Все националистическое подполье контролируется ФСБ, но и в самом ФСБ находит своих сторонников. Потому борьба не угасает, а обостряется. Рожденная Советской властью бурятская интеллигенция занимается синтетическим сближением бурятского и монгольского народов. Моменты угнетения и эксплуатации бурятов монголами умалчиваются, моменты единства и сожительства приукрашиваются. Примеров такого сожительства и родства в истории человечества  можно привести много, например ирландцы и англичане. Сейчас борьба ведется вокруг бурятского языка. Высказано предложение переписать язык, взяв за основу диалект Селенгинских бурят. Он наиболее похож на монгольский. Но это предложение настолько радикально, что от него быстро отказались. Зато современные литературные языкотворцы при составлении словарей  активно заимствуют не существующие в бурятском языке слова из монгольского.

На сегодняшний день становлению бурятской нации мешают отсутствие общего для всех языка и общей экономики. В первой части стоит отметить, что бурятские разговорные диалекты серьезно отличаются, а сами буряты не учат язык из-за хозяйственных причин. Гораздо перспективнее учить английский или китайский. В данный момент почти весь бурятский народ говорит на русском языке. Язык сохраняется в деревнях и исчезает в городах.

Во второй части можно отметить то, что бурятская буржуазия не училась капитализму никогда. И экономику, какую они могут создать – это «экономика времен Чингисхана». Последние события в республике это ярко доказывают. Крупные, наукоемкие производства все 20 лет капитализма уничтожаются. Остается только сырьевой сектор, иными словами – грабеж недр. На этом фоне очень комично звучат заявления проплаченных интеллигентов о том, что “в республике плохая жизнь, т.к. у власти нет бурят”. Доля бурят в верховном совете Бур.АССР в конце 80-х составляла 10%.

Сейчас в Зак. собрании (хурале) их заседает больше половины. И кто им не дает управлять республикой, принимать законы в интересах народа республики – обычному человеку не понятно.

  Надеюсь, что историю национального вопроса в Республике Бурятия в общих чертах я смог описать. Теперь нужно определиться, как вести себя в борьбе с националистической буржуазной пропагандой. В первую очередь, нужно раскрывать мотивы обратившегося к трудящимся массам человека. Интеллигенция кормится с рук буржуазии и скрывает это очень редко. В каждый момент можно задать простой вопрос “Кому выгодно?”, и вещи сами станут на свои места. Монгольские националисты готовят Бурятии судьбу сырьевого придатка, плетущегося в хвосте всех промышленно развитых стран. И русская буржуазия в этом деле ей значительно помогает. В своей критике нужно раскрывать ложь обоих сторон о “светлом будущем”. У народа с уничтоженной промышленностью нет экономической основы для этого будущего. Экономика Бурятии завязана на все соседние регионы и без них существовать не может. Трудовой народ нищает с каждым днём и бежит из республики. И причина этому – диктатура буржуазии, а не цвет кожи или разрез глаз этой буржуазии. Буржуазия в вопросах эксплуатации и прибылей – первый интернационалист.

Владимир Жанаозенов  3.12.14

Ссылки:

[1]-http://www.regnum.ru/news/polit/1550768.html